Елена Кушнир
04.12.2019 Chisinaul evreiesc * Еврейский Кишинев, RU
Е Л Е Н А К У Ш Н И Р
р. 1963
Поэтесса, прозаик, драматург.
ГИТА ГОВИНДА (ПЕСНЬ О ПАСТУХЕ)
… Город Кишинёв, что бы вы сейчас о нём ни думали, к 39-му году достиг тихого и полного цветения как архитектурное, да что уж там – художественное целое. Вполне возможно, что этот момент совершенства остался незамеченным. Совершенство – прекрасная штука, но не совсем понятно, что с ним, собственно, делать.
В прошлом конце века так называемая эклектика, которой пророс Кишинёв, свободная, простая, гармоничная, имеющая все признаки архитектурного языка, воспринималась как ожившая, косная форма в связи с родовыми схватками модерна… Эклектика – всё ещё ругательство и, подозреваю, будет таковым, пока не отпоют ласточки последний кишинёвский особняк. Но вряд ли исчезнет вместе с ним угроза совершенства.
Кишинёв стал городом в ХХ веке – не такой уж частный случай.Он медленно рос. Он поздний. В нём собраны лучи эпохи, которая знает о человеке не только всё, но главное.
И не случайно город раскрылся в то время, которое на скорую руку, спеша, делали смутным и тяжким, которое могло быть другим. Другим был он, город. Он и сейчас другой, и этого ему никогда не прощают. Но он всё ещё здесь.
Эти дома – мои воспитатели. Они научили меня не только благородному языку архитектурного знака, формы, которая превращается в речь, стоит только прислушаться. Они, едва проступая из невидимости, будучи в ней на большую свою половину, учат ощущать невидимое, которое во многом сродни архитектуре, как единственный настоящий дом. Проходя мимо руин или мест, с которых когда — то эти дома меня приветствовали, я по – прежнему чувствую на себе их глубокий взгляд и послушно повторяю их урок – на ходу, как тридцать лет назад. Думаю, именно у них я переняла несколько вольную шутку, от которой очень трудно удержаться. Когда – примерно раз в месяц – кто-нибудь говорит мне, что не может себе представить бесконечность, я – таки спрашиваю: «А конец ты можешь себе представить?»
Итак, Кишинёв расцвёл в конце 30-х, а в 41-м году его начали сравнивать с землёй. Начали немцы, потом это важное занятие передавалось по наследству каждой очередной здешней власти…
Кушнир, Елена. Гита Говинда (Песнь о пастухе) // Невидимое море : Сб. рассказов/ Сост. Олег Краснов. — Ch.: Metrompas, 2011. – С. 187 – 188.
Ответить