Холокост: судьбы, события, память
26.01.2023 Блог
МУЗЫКА, СПАСАЮЩАЯ ЖИЗНЬ
ЭДИТ ПИАФ называют национальным достоянием Франции. Из опасения, что этот образ может быть подпорчен подозрениями в сочувствии нацистскому режиму, факты ее биографии, относящиеся к периоду Второй мировой войны, как правило, замалчиваются. Думается все же, этот образ не заслуживает однозначной трактовки. Как и многие другие музыканты того времени, Эдит Пиаф была, на первый взгляд, всецело сосредоточена на своей карьере и неоднозначно реагировала на политические реалии своего времени. И все же, некоторые эпизоды из жизни Эдит Пиаф позволяют приподнять завесу тайны над деятельностью движения Сопротивления во время нацистской оккупации.
К моменту начала Второй мировой войны Эдит Пиаф уже успела прославиться. Любили Эдит Пиаф уже тогда не только в родной Франции, а в разных странах, в том числе и в Германии.
Спустя год после начала Второй мировой, когда во Франции уже находились немецкие войска, певица продолжала заниматься тем, что любила и умела лучше всего, она пела, по большей части для французских солдат. Она не брезговала выступать в казармах, считая, что таким образом поднимает боевой дух людей, призванных её защищать.
Она должна была пройти регистрацию в отделе немецкой пропаганды и разрешить цензуру своих песен. Но нацистам нравилась певица и ее выступления поощрялись.
Эдит Пиаф пользовалась своей популярностью у нацистов, чтобы помочь своим знакомым, оказавшимся в затруднительном положении. К началу войны только началось ее сотрудничество с Мишелем Эмером, еврейским музыкантом, чья песня «Аккордеонист» (фр. L’Accordéoniste) стала одним из хитов певицы. Пиаф оплатила переезд Эмера в неоккупированную часть страны, где он жил, скрываясь, вплоть до освобождения Франции. Она также помогла еврейскому пианисту Норберту Гланцбергу. В середине 30-х годов Гланцберг играл в джазовом ансамбле в Париже вместе с Джанго Рейнхардом, позднее он примкнул к Сопротивлению. После освобождения Франции в 1944 г. Гланцберг вернул свой долг. Композитор выступал в качестве защитника в комитетах, разбиравших деятельность актеров и певцов во время оккупации. Ему удалось помочь Пиаф, Шевалье и другим.
Вскоре она получила приглашение посетить Германию с концертами. Конечно, Эдит Пиаф могла отказаться и никуда не ехать. Она могла и дальше петь в родной Франции, но исполнительница согласилась, поставив два условия. Во-первых, она хотела петь не только для немецких солдат, для чего её, собственно, и приглашали. Она хотела петь для людей, находящихся в концентрационных лагерях. И руководство германии согласилось с этим условием. Во-вторых, Эдит Пиаф собиралась фотографироваться с теми, для кого она пела. И снова получила согласие.
Концерты её прошли с большим успехом. Пиаф вернулась на родину с фотографиями, а после снова отправилась в Германию. Только теперь она везла с собой в чемодане с двойным дном документы, новые паспорта для людей, находившихся в плену. После каждого выступления перед узниками она раздавала им продукты. А вместе с ними и новые паспорта, карты и компасы. Из общих снимков она вырезала фотографии пленников и при помощи влиятельных друзей из французского Сопротивления делала поддельные документы.
Она побывала в 11 концлагерях, где потом стали пропадать узники. Это были те, кого вывозили на работы за пределы лагерей, и у которых была возможность затеряться и сбежать благодаря липовым паспортам. Некоторые оставались рядом с Эдит Пиаф и выдавали себя за её музыкантов, кто-то просто сбегал. Когда немцы стали замечать пропажу пленных, и у них появились какие-то подозрения, исполнительница перестала ездить на гастроли.
Впоследствии биограф Пиаф Кэролин Берк расскажет о том, что план по спасению пленных евреев был придуман и разработан участником Сопротивления и секретарём певицы Андре Бигиром, утверждавшим, что «воробушек» была его соратницей по борьбе с оккупантами.
После окончания Второй мировой войны на певицу обрушились с обвинениями в пособничестве врагу, поддержке нацистов и её повиновении оккупантам. По ходатайству французского трибунала её внесли в список тех, чьи записи не должны звучать на радио. Но Эдит Пиаф точно знала: она поступила по совести. На одном из допросов она в подробностях рассказала о том, как спасала людей во время своих военных «гастролей».
В результате проведённой проверки Эдит Пиаф была полностью оправдана, её голос снова звучал на радио, а популярность только росла. Давая интервью одному из французских изданий, певица поделилась своими воспоминаниями о помощи в спасении 118 пленников, обречённых на смерть. У неё были все основания гордиться собой, но «воробушек» никогда не ставила это себе в заслугу. Она говорила лишь о своей помощи, а не главной роли в этом деле.
Ответить