Мое время придет. Густав Малер 160 лет со дня рождения
07.07.2020 Блог
«Симфония должна походить на Вселенную. В ней должно быть всё»
Густав Маллер
ГУСТАВ МАЛЕР композитор, который довел поздний романтизм до апогея и проложил путь к модернизму в 20 веке. Его музыка исчерпывает себя в чувственном наслаждении и бросает вызов размышлениям и духовному спору. Таким образом, он предстает перед нами как глубоко современный художник.
Полный объем и значение его работ стали известны только после второй мировой войны. Не в последнюю очередь из-за антисемитского политического отношения немцев, где музыка еврейского дирижера была осуждена. Только спустя годы мировых разрушений, пройдя через дымящиеся печи Освенцима, после бомбежки вьетнамских джунглей, гонку вооружений, мы можем слушать музыку Малера и понимать, что она предсказала все это
При жизни он получил признание лишь у небольшого числа музыкантов-единомышленников композитора, в настоящее время они стали неотъемлемой частью репертуара многочисленных оркестров.
Густав Малер родился 7 июля 1860 года в еврейской семье в Чехии местечке Калиште.
Вскоре после его рождения родители переехали в соседний Йиглаву, более крупный город. Он вырос в Йиглаве — городе с глубокими культурными традициями, и первые оперные произведения, позвучали именно в городском театре Йиглавы. Его первой музыкой стали песни, которые пела его няня, а также пение и игра на музыкальных инструментах посетители трактира, которые держали его родители. В трактир приходили чехи, немцы, евреи их фольклор всегда отпечатался в музыкальной памяти мальчика.
После первого урока фортепиано, который он получил в шесть лет, Малер поступил в консерваторию в Вене, а также в тамошний университет. Все попытки выступить в роли композитора поначалу терпели неудачу. Теперь Малер видел свой шанс в деятельности дирижера. Его восхождение в качестве дирижера было ошеломляющим и привело к должности капельмейстера оперы в Гамбурге (1891-1897), где Малер нашел, наконец, художественную среду, отвечающую его требованиям. Но самое главное, теперь ему удалось настроить свою жизнь так, чтобы она давала простор для непрерывного творчества. С 1893 года Малер каждый год летом удалялся в уединение сельского дома отдыха, чтобы сочинять. Поэтому урожайность Гамбургского периода значительно превосходит все предыдущее и варьируется от переиздания первой симфонии до песен „Чудо-рога “и «Второй симфонии» до большей части «Третьей симфонии».
В 1897 году Малер стал сначала капельмейстером, а затем вскоре директором Венской придворной оперы. Десятилетие его пребывания в должности, продолжавшееся до 1907 года, вошло в историю оперы как особый период блеска со многими новаторскими спектаклями. В то же время Малеру все больше и больше удавалось зарекомендовать себя как композитор, поэтому его симфонии теперь исполняли и другие дирижеры – и не только он сам. Летом 1907 года Малер решил отправиться в Нью-Йорк в Метрополитен-Опера. Там он должен был дирижировать только зимой в течение четырех месяцев. Вскоре это лето принесло Малеру два резких, горьких опыта. Его старшая дочь, умерла в марте 1902 г. от алой дифтерии, а у самого Малера была диагностирована болезнь сердца. С 1908 года с „Песней о земле“, «Девятой симфонией» и «Десятой симфонии» появилось позднее произведение, в котором резко составлены жесты скорби и прощания.
В конце лета 1910 года Малер попал в глубокий кризис. Его здоровье было ослаблено, его брак практически закончился. Сентябрь еще раз принес композитору большое художественное подтверждение премьерой «Восьмой симфонии», и он также завершил зимний сезон в Америке. Но в феврале в феврале он заболел не поддающейся тогда лечению сердечной инфекцией. Умер Малер 18 мая 1911 года.
Предлагаю послушать чудесную музыку Густава Малера:
SYMPHONY № 5, ADAGIETTO https://www.youtube.com/watch?v=5FKN-0MiGCg
Валентина Турвиненко
Ответить