Размышления о должниках

17.12.2019 Блог  Нет комментариев

КТО ТАКИЕ ДОЛЖНИКИ И КАК С НИМИ «БОРОТЬСЯ»

Стенания сотрудника отдела абонемента

«Житель Сан-Франциско вернул, спустя 100 лет, в библиотеку книгу, которая была взята в 1917 году его прабабушкой. Ему удалось обойтись без штрафа»

Из интернета

Со времен существования первых библиотек и до наших дней проблема сохранности библиотечного фонда остается очень актуальной. Говорить сегодня о читателях-задолжниках – дело неблагодарное.  Самое парадоксальное то, что фонд библиотеки терпит самый большой ущерб как раз от тех, для кого он предназначен, и что именно работа с читателями-задолжниками отнимает массу рабочего времени, сил и нервов у сотрудников отделов обслуживания.

Одним из приоритетных направлений в деятельности библиотеки является предоставление права на получение книги. К сожалению, реализовав свои права, некоторые из наших читателей забывают о своих обязанностях по её возврату, нарушая, таким образом, права других читателей на свободный доступ к информации. Так образуется читательская задолженность.

В основном наши читатели ответственно относятся к срокам сдачи взятых книг.  В истории нашей библиотеки самая длительная задержка — 5 лет, а средний срок «большой» задержки: 1 – 3 года, или вообще книги не возвращают. Это особенно касается иногородних студентов в летний период.

Раньше было проще: звонок, письменное предупреждение и всё – в день зарплаты или стипендии должник был «приятно» удивлён, узнав, что у него вычли десятикратную стоимость невозвращённой книги.

Сегодня процедура общения с должником выглядит приблизительно так: сидит библиотекарь на телефоне и названивает:

— Здравствуйте. Пожалуйста, верните нашу книгу. Да, мы понимаем, что она вам нужна, нам тоже нужна. Нет, в субботу не работаем, но работаем в понедельник, вторник, среду, четверг и воскресенье. До семи, да…. Пожалуйста, мы очень просим… Вам начисляется штраф… Нет, не мы, компьютер… Пожааалуйста!

Многие отвечают: «Спасибо, что напомнили» (и всё равно не приходят), а некоторые бросают трубку телефона едва услышав кто звонит 🙁

Чаще всего люди, принесшие книги позже срока, говорят, что забыли дату возврата или болели, лежали в больнице, забыли летом на даче, в деревне, отдали другу почитать, уезжал-приезжали. Из других оправданий: «Мне удобно  сдавать  книги  в субботу, но у вас выходной», «Вот собирались вернуть, но ребёнок отвлёк», «Нам так понравилась книга, что мы не можем с ней расстаться», «Мне нужна книга для работы»,  «Читаю внуку», «Погрызла собака», «Кошка игралась»  и «Прошу принять и простить» 🙂

Очень часто задерживают классику, произведения школьной программы. Самые популярные жанры-«невозвращенцы» –   детективы, фэнтези, приключения. А книги, которые чаще всего остаются в домах читателей надолго, –  это произведения современных авторов, книги по психологии, маркетингу, экономике, как на русском, так и на румынском языках.

Случаются и курьезные случаи. Некогда читавшая в нашей библиотеке семья переехала на постоянное место жительства в другую страну. Библиотечные книги остались у друзей. Обнаружив это, друзья вернули их в библиотеку. Еще как-то пришел читатель с собачкой и заявил, что во всем виновата она.  Якобы собака решила то ли поиграть с книгой, то ли почитать её.  В итоге книга оказалась «не читаемой». Ни один читатель в практике библиотеки не выглядел таким виноватым, как эта собака 🙁

Ещё одна «дама с собачкой» пришла сделать селфи на фоне книжных стеллажей чтобы доказать мужу, что она действительно возвращала долг в библиотеку.

По правилам библиотеки книги выдаются сроком на 15 календарных дней в количестве от 1 до 5 единиц. По истечению этого срока период пользования книгами можно продлить еще на 2 недели лично или позвонив по телефону и сообщить о своем желании сотруднику библиотеки.

К «горе-читателям», пропустившим день Х, по правилам библиотеки применяются штрафные санкции.  За каждый день просрочки начисляется пеня в размере 50 бань за каждую книгу, а если издание утеряно, его можно   компенсировать другой книгой.  Книга на замену должна быть того же формата, жанра, цены, языка и, желательно, того же автора.

Все эти правила, которые некоторые наши не очень сознательные пользователи называют «драконовскими», позволяют хоть как-то обезопасить и сохранить книжный фонд. Мы, библиотекари, делаем всё возможное чтобы не доводить до штрафных санкций: звоним (часто за свой счёт), рассылаем электронные «напоминалки», всяческими путями пытаемся спасти читателей от штрафов, но, увы и ах, не всё в наших силах.

Дорогие наши читатели! Мы вас любим и работаем для вас. И, перефразируя одного очень симпатичного персонажа призываем: «Ребята, возвращайте вовремя книги и давайте жить дружно»!

Дарья ОСАДЧАЯ, сотрудник отдела абонемента 😉

3
Теги: , ,

Ответить

Вы можете добавить теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>