Януш Корчак. Жизнь во имя детей
22.07.2018 Блог
«Жизнь моя была нелегкой, но интересной,
именно о такой жизни я просил Бога,
когда еще был молод:
Боже дай мне трудную жизнь,
но сделай её прекрасной,
наполненной и благородной»
Януш Корчак
22 июля исполняется 140 лет со дня рождения известного врача, педагога, писателя и общественного деятеля ЯНУША КОРЧАКА, жизнь которого – удивительный пример жертвенности, сострадания и безграничной любви к детям.
Януш Корчак (настоящее его имя Эрш Хенрик Гольдшмит) родился 22 июля 1878 года в Варшаве, Царстве Польском (тогда это была Российская империя) в интеллигентной еврейской семье. Дед Корчака был врачом, отец – известным варшавским адвокатом. В возрасте восьми лет Хенрик начал учебу в школе им. Августина Шмурло в Варшаве. Затем учился в гимназии, где обучение проходило на русском языке. Школу он не очень любил, учился посредственно, один раз даже остался на второй год. Зато интересовался литературой, которой посвящал все своё свободное время.
Юность Хенрика проходила в тяжелых условиях: его отец несколько лет страдал психическим заболеванием, и мальчику рано пришлось помогать семье. С пятого класса Хенрик начал подрабатывать репетиторством. После смерти отца в 1896 году молодому Гольдшмиту пришлось давать частные уроки, чтобы помочь матери и сестре Анне. Свои первые педагогические навыки у Хенрика проявились к ученикам, которые были немногим младше его, к ним он находил особой подход. Сказкой, разговором, он умел преподнести скучный школьный предмет так, будто ничего интереснее в мире не существует. Хенрик и сам чувствовал, что нашел свое призвание. Уже в 18 лет он опубликовал в юмористическом еженедельнике «Шипы» юмореску «Гордиев узел» (1896 г.), которая стала его литературным дебютом и началом его карьеры в публицистике. В этой статье юноша, почти подросток, всерьез ставил вопрос, который актуален и сейчас: настанет ли день, когда матери и отцы перестанут думать о тряпках и развлечениях — и сами займутся воспитанием и образованием своих детей, не перекладывая эту роль на нянек и репетиторов?
В 1898 году он получил аттестат зрелости и поступил на медицинский факультет Императорского варшавского университета. Писать, однако, он не бросил. Больше того, написал пьесу под названием «Каким путем?» о сумасшедшем, губящем свою семью. Здесь явно сказались личные переживания, вызванные историей отца. Пьесу Хенрик выставил на конкурс, подписавшись псевдонимом Януш Корчак. Одновременно Корчак продолжал литературную деятельность: писал статьи и рецензии в еженедельнике «Шипы», сотрудничал с другими журналами. Во время учебы в университете Корчак написал первый роман — «Дети улицы», который был опубликован в 1901 году. В это же время он работал в детской библиотеке. Корчак был активным участником Общества летних лагерей. Учась на последнем курсе, он начал работать в летних лагерях: в 1904 и 1907 году он был нанят на работу воспитателем еврейских детей в доме отдыха «Михалувка», а позже работал воспитателем в летнем лагере для христианских юношей. Это дало Корчаку опыт и основу для последующей педагогической работы. После работы в детских лагерях появились также две книги: «Моськи, Иоськи и Срули» (1910 г.), и «Юзьки, Яськи и Франки» (1911 г.).
Получив диплом врача в 1905 году, Януш Корчак начал работать в детской еврейской больнице им. Берсонов и Бауманов в Варшаве. В том же году его призвали на русско-японскую войну в качестве военного медика. На фронте он не только лечил раненых, но и помогал взрослым людям преодолевать ужасы войны, отвлекая их светлыми историями и сказками.
После войны Януш вернулся в Польшу и с удивлением обнаружил, что здесь его писательская популярность выросла неимоверно. Тем не менее, он продолжил медицинскую практику.
В 1907 – 1908 гг. Корчак год жил в Берлине и полгода в Париже (1910), где слушал доклады по педагогике и педиатрии. Пользуясь возможностью, он осматривал детские больницы и образовательные заведения. В 1911 году провел месяц в Лондоне, навещая школы и приюты. Именно там он принял решение не заводить семью и окончательно посвятить себя работе с детьми.
В 1912 году Корчак навсегда прекратил работу в больнице и под опекой общества «Помощь для сирот» основал «Дом сирот» для еврейских детей. Именно в этом заведении Хенрик Гольдшмидт, которого с этого времени большинство будет знать как Януш Корчак, планирует воплотить в жизнь свои педагогические идеи. Там он работал вместе со Стефанией Вильчинской, которая помогала ему внедрять новые авторские педагогические концепции и занималась развитием заведения. «Дом сирот» стал для Корчака местом ежедневных глубоких наблюдений за развитием ребенка. Там рождались новаторские идеи, такие как детский сейм, суд, газета и нотариат.
В 1914 году Корчак был призван в армию: сначала главным врачом военного госпиталя на Украине, затем стал врачом-педиатром в приюте для украинских детей под Киевом. Во время войны он также написал одну из своих самых важных книг «Ребенок в семье — первую часть тетралогии «Как любить ребенка», которая была издана в 1919 году. После возвращения в Варшаву (1918) Корчак продолжил работать в «Доме сирот».
В 1926 году Корчак начал издавать экспериментальный еженедельник для детей и молодежи «Малое обозрение», как приложение к ежедневнику «Наше обозрение». Журнал почти полностью создавался «детьми и для детей». Корчак оставался его главным редактором до 1930 года. В Варшаве Корчак вел радиопередачу о педагогике под псевдонимом Старый Доктор. К середине 30-х его приют считался успешной новаторской педагогической системой, его книги были известны в мире. Корчак дважды ездил в Палестину (в 1934 и 1936 году), где наблюдал за тем, как проходит педагогическая работа в кибуцах.
В первые дни войны вместе с воспитателями и коллегами Корчак круглосуточно дежурил в «Доме сирот». Летом 1940 года Корчаку удалось выехать с детьми в летний лагерь в пригороде Варшавы. Осенью 1940 года «Дом сирот», как еврейское заведение, приказом оккупационной администрации был перенесен на территорию гетто, а Корчак на некоторое время был арестован за то, что не носил обязательную для евреев повязку со звездой Давида. В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Он отклонил все предложения почитателей его таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.
Немцы постепенно начали уничтожать обитателей Варшавского гетто. Страницы дневника, который вел Януш Корчак, запечатлели ужас происходящего. В конце июля 1942 года стало известно, что сироты из приюта Януша Корчака будут депортированы. Точного места назначения не называлось, но это не предвещало ничего хорошего – немцы объявили, что депортации подлежат все «непроизводительные элементы».
6 августа 1942 года 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в «лагерь смерти» Треблинка. С ними были два их педагога – Януш Корчак и Стефания Вильчинская, а также еще восемь взрослых. Педагогический авторитет Януша Корчака был столь велик, что в момент погрузки в вагон к нему подошел один из немецких офицеров, протянув лист бумаги. Всемирно известному педагогу-новатору гитлеровцы дарили жизнь. Однако Старый Доктор не оставил своих воспитанников в самый страшный час их жизни. Януш Корчак, Стефания Вильчинская и все дети из приюта приняли мученическую смерть в газовой камере «лагеря смерти» Треблинка.
Предлагаем вашему вниманию несколько книг писателя Януша Корчака, которые вы можете взять почитать в Библиотеке им. И.Мангера
КАК ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА. – Москва:АСТ, 2014. – 480 с.
Эта книга великого педагога и гуманиста — подлинная энциклопедия воспитания человека, от грудного возраста до становления личности и самоуправления подростков. В течение многих десятилетий книга служит вдохновляющим ориентиром для миллионов родителей. За мыслями и выводами Януша Корчака стоят истории сотен детей, прошедших через его руки и пережитых автором вместе с ними.
ИЗБРАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.–М.: Педагогика, 1979. – 474 с.
Книга включает педагогическое наследие Я. Корчака, которое и сегодня чрезвычайно актуально. Интерес представляют разделы книги: 1. Право ребенка на уважение; 2. Как любить ребенка; 3. Воспитательные моменты; 4. Правила жизни (Педагогика для детей и взрослых); 5. Шуточная педагогика; 6. Педагогическая публицистика; 7. Дневник Януша Корчака.
КОРОЛЬ МАТИУШ ПЕРВЫЙ. – Кишинев:Литература артистикэ, 1986. — 543 с.
Начало романа ознаменовала смерть короля. И маленький Матиуш в одночасье из беззаботного ребенка превратился в самого молодого монарха. В то же время в действительности за спиной у юного короля его королевством правят коррумпированные министры. События, которые начинают развиваться в «новой жизни» Матиуша, отнюдь не детские: война, плен, чудесным образом одержанная победа, реформы, которые он проводит с целью сделать своих поданных счастливыми. Он перевернул с ног на голову свое королевство, предоставив детям встать на место взрослых. И стоит ли говорить, что детям не место на фабриках, как и взрослым не место за школьными партами. Накормив шоколадом всех детей королевства – не решить государственных проблем в целом. Это очень грустная история от первой до последней страницы. И если ребенок будет грустить, сопереживая Матиушу, оставшемуся сиротой или глядя на то, как он отказался от любимых детских игр и развлечений, во благо служению королевству, то мы – взрослые, будем грустить, понимая, что наша жизнь за почти 100 лет (книга написана в 1923 году) почти не изменилась. Мы будем видеть всё тех же чиновников, интересом которых, прежде всего, является жажда наживы, а не нужды простых граждан. Мы будем видеть все те же государства, чья мощь измеряется количеством морских портов и пушек в них (и не только в них).
И еще несколько книг о Януше Корчаке:
Богацкий, Т. ЗАЩИТНИК ДЕТЕЙ. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ЯНУША КОРЧАКА.–М.: Текст; Книжники, 2010. –34 с.
Книгу о Януше Корчаке написал и нарисовал для детей американский детский писатель и художник Томек Богацкий. Он прочёл много книг о своем герое, а главное – все книги самого Корчака, и вот теперь рассказал о нём нам.
Ольчак-Роникер,И.КОРЧАК: ОПЫТ БИОГРАФИИ.—М.:Текст; Книжники,2015. –640 с.
Эта книга — последняя из написанных на сегодняшний день биографий Корчака. Ее автор известный польский прозаик и сценарист, приходится внучкой Якубу Мортковичу, в чьем издательстве вышли все книги Я. Корчака. Ее взгляд на жизнь этого человека настолько пристальный, что под ним оживает эпоха, что была для Корчака современностью, — оживают вещи, люди, слова, мысли…
Татьяна Икимжи
Ответить