Серафима Бирман
19.09.2015 А-Д, Евреи Молдовы
БИРМАН
СЕРАФИМА ГЕРМАНОВНА
29 июля (10 августа) 1890, Кишинёв – 11 мая 1976, Москва
Актриса театра и кино, театральный режиссёр и теоретик.
Родилась в семье офицера-отставника. Старшая сестра, учась на курсах, играла в «народных сценах» МХТ и разожгла воображение младшей. Опоздав на экзамены в театр, после которых отбирали артистов, долговязая, худая юная провинциалка с неправильными чертами лица, да еще и с сильным южным акцентом, все же поступила в драматическую школу А. И. Адашева. Она с детства знала, что будет поступать в театральную школу, а там из нее наверняка сделают красавицу. «Все актрисы — красавицы», — для Бирман это было аксиомой. Она слышала о Стрепетовой, которой поклонялся весь Петербург, забыв о ее горбатой спине. Бирман тоже хотела преобразиться. Родственники между собой называли ее… не совсем нормальной. Но Симу это не испугало. Нестандартная внешность, талант и актерская манера этой актрисы помогли найти ей свое амплуа. Она никогда не играла манерных красавиц, ее героини были парадоксальны, экспрессивны, трагикомичны или даже с элементами трагифарса. Серафима Германовна написала о своем амплуа так: «Беспокойно, рискованно быть актрисой острой характерности, доходящей порой до гротеска, если под гротеском не разуметь бессмысленного и безответственного кривляния». Пройдя обучение начинающая актриса поступила в МХТ и, как и положено, играла роли без слов «подай-принеси». С 1913 года служила в Первой Студии МХТ, а при ее реорганизации в 1924 году во МХАТ 2-й стала одной из ведущих актрис труппы. В 1936-1938 годах служила в театре имени Московского областного Совета профессиональных союзов (МОСПС). В 1938-1958 годах была одной из основателей, а затем актрисой и режиссером Московского театра им. Ленинского комсомола. Серафима Германовна участвовала в постановках по романам Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др. В самом начале работала над ролью королевы в «Эрике XIV» под руководством Е.Б. Вахтангова. Практически сразу она пробует себя и в режиссуре, создав в 1923 году спектакль по произведениям А.Н. Толстого «Любовь — книга золотая». В собственной постановке Серафима Бирман играет роль Вассы Железновой, трактуя ее образ как противоречивый, подверженный внутренним страстям. Приглашали актрису и в кино, правда, не часто. В силу специфической внешности ее роли были эпизодическими, но яркими и характерными, впрочем, для этих ролей ей приходилось сдерживать свой темперамент. К примеру, в 1927 году она играет в «Девушке с коробкой», в 1938 году «Человеке с ружьем», в 1956 году в «Безумном дне»… Но самая потрясающая ее работа в кино — это, несомненно, роль Ефросиньи Старицкой в двух частях «Ивана Грозного» С.М. Эйзенштейна. Говорят, что роль Старицкой первоначально предназначалась Фаине Раневской, но, опять же по слухам, «злая Фуфа» разругалась с тогдашним директором «Мосфильма» и осталась без роли… Сама Серафима Бирман тоже была остра на язык, но свои определения, в отличии от Раневской, давала без бранных слов. Впрочем, работа над ролью боярыни далась Серафиме Германовне не легко — Эйзенштейн лишь говорил, что ей следует ходить не глядя под ноги, смотреть на софиты, но не работал с ней над характером Старицкой. Раздосадованная актриса писала режиссеру гневные послания и внутренне примирилась с ним лишь увидев результат работы на экране. Трижды актриса привлекалась к озвучению детских мультфильмов: «Остров ошибок», «Человечка нарисовал я» и «Рикки-Тикки-Тави». В 1946 году получила звание Народной артистки РСФСР. В том же 1946 году получила и Сталинскую премию за роль в «Иване Грозном». Свой бесценный опыт Серафима Бирман передала молодым актерам в книгах и статьях по театральному искусству. Ее муж — Александр Таланов — был моложе на целых 11 лет, но детей у них не было. Серафима Бирман пережила мужа на 7 лет и была похоронена рядом с ним на Новодевьичем кладбище. Свои последние дни она провела в психиатрической больнице, практически слепая Серафима Германовна продолжала репетировать и репетировать, не замечая и не узнавая никого вокруг.
Ответить