Нескучная жизнь Бенедикта Сарнова
04.01.2022 Блог
Главный материал, из которого создается художественный образ — это душевный и жизненный опыт самого писателя.
Бенедикт Сарнов. «Рассказы о литературе»
Сегодня, 4 января исполняются 95 лет со дня рождения писателя, литературоведа и прозаика, литературного критика БЕНЕДИКТА МИХАЙЛОВИЧА САРНОВА.
ИЗ КНИГИ ЖИЗНИ:
- 4 января 1927 года. Родился в Москве в еврейской семье. Родители — Михаил Владимирович (Моисей Вульфович) Сарнов (1892—1960) и Мария Филипповна (Мариам Фильевна) Сарнова (1898—1994). Начал печататься в 1948 году.
- 1951 год. Окончил Литературный институт. Работал в журнале «Пионер», «Литературной газете».
- В 1970-х годах совместно с Рассадиным был автором популярных детских литературоведческих радиопередач «В стране литературных героев».
- В 1989 году вёл в журнале «Огонёк» рубрику «Русская проза. Двадцатый век. Из запасников».
- С 1960 года был членом Союза писателей СССР.
- В 1992-96 гг. секретарь Союза писателей Москвы, член редколлегии журнала «Русская виза».
- С 1997 года входит в комиссию по Государственным премиям при Президенте РФ.
- 1997 г. Академик Академии русской современной словесности (АРСС).
- Постоянный автор журнала «Лехаим».
- Автор и ведущий цикла документальных фильмов «Сталин и писатели» на телеканале «Культура» (производство телекомпании «ТОН»).
- 20 апреля 2014 года. Бенедикт Сарнов скончался в Москве на 88-м году жизни.
ЦИТАТЫ БЕНЕДИКТА САРНОВА:
Роль «хранителя» культуры не менее важна, не менее необходима, чем роль творца. Особенно повышается она в эпохи, когда культуре что-либо угрожает, когда на нее покушаются, когда вспыхивает эпидемия погрома культуры. «Последний творческий акт: Случай Мандельштама».
Для политика идея — средство, а не цель. Она — тот цемент, который обеспечивает государству политическую и военную прочность. Для интеллигента идея — конечная, высшая цель, единственный смысл и оправдание всей его жизни. «Случай Зощенко. Пришествие капитана Лебядкина».
Писатели стараются по возможности не прибегать к штампам, не использовать их в качестве «строительного материала» потому, что материал этот крайне некачественный. Готовый штамп, готовое клише — это словосочетание, настолько примелькавшееся, настолько стёршееся, что оно уже как бы не несёт в себе никакой эмоциональной информации, скользит мимо сознания, никак на него не действует. «Случай Зощенко. Пришествие капитана Лебядкина».
Если вы прочли книгу и она оставила вас равнодушным, не спешите сделать вывод, что книга эта недостаточно хороша. Может быть, это вы недостаточно хороши для нее. «Рассказы о литературе».
Настоящий писатель всегда говорит своим произведением гораздо больше того, что он хотел сказать. «Рассказы о литературе».
СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ:
СКУКИ НЕ БЫЛО. ПЕРВАЯ КНИГА ВОСПОМИНАНИЙ. 1937-1953. – Москва: Аграф, 4004. ISBN: 5-7784-0292-9.
Книгу своих воспоминаний Бенедикт Сарнов озаглавил строкой из стихотворения Бориса Слуцкого, в котором поэт говорит, что всего с лихвой было в его жизни: приходилось недосыпать, недоедать, испытывать нужду в самом необходимом, «но скуки не было». Назвав так свою книгу, автор обозначил не только тему и сюжет ее, но и свой подход, свой ключ к осознанию и освещению описываемых фактов и переживаемых событий. Начало первой книги воспоминаний Б.Сарнова можно датировать 1937 годом (автору десять лет), а конец ее 1953-м (смерть Сталина).
СКУКИ НЕ БЫЛО. ВТОРАЯ КНИГА ВОСПОМИНАНИЙ. – Москва: Аграф, 4006. ISBN: 5-7784-0329-1
В этой книге Бенедикт Сарнов, продолжая свою «исповедь сына века», рассказывает о людях, встречи и близость с которыми сыграли важную роль в его жизни, во многом определили его судьбу. Среди них — писатели старшего поколения: Илья Эренбург, Виктор Шкловский, Корней Чуковский, Самуил Маршак, а также — сверстники и старшие товарищи автора: Наум Коржавин, Борис Биргер, Булат Окуджава, Борис Балтер, Александр Галич, Аркадий Белинков. Появляются на страницах этой книги и другие яркие фигуры, представляющие художественную жизнь России XX века: Л. Ю. Брик, В. Н. Плучек, Алла Демидова, Игорь Кваша…
СКУКИ НЕ БЫЛО.ТРЕТЬЯ КНИГА ВОСПОМИНАНИЙ. – Москва: ЛитРес, 2014. – ISBN: 978-5-532-10778-6
Эту книгу автор дописывал и редактировал в последние дни своей жизни. Для широкого круга читателей – о невеселых временах, но написано легко и даже весело.
СТАЛИН И ПИСАТЕЛИ. В 4-х книгах.
- Кн. 1. – Москва:КоЛибри,2018.–ISBN:978-5-389-14118-6
- Кн.2. – Москва: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2018.– ISBN:978-5-389-14119-3
- Кн. 3. – Москва: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2018. – ISBN:978-5-389-14121-6
- Кн. 4. – Москва: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2018. – ISBN:978-5-389-14120-9
В четырёхтомную фундаментальную литературоведческую эпопею вошли главы: «Сталин и Горький», «Сталин и Маяковский», «Сталин и Пастернак», «Сталин и Мандельштам», «Сталин и Демьян Бедный», «Сталин и Эренбург», «Сталин и А. Н. Толстой», «Сталин и Зощенко», «Сталин и Булгаков», «Сталин и Ахматова», «Сталин и Шолохов», «Сталин и Пильняк», «Сталин и Замятин», «Сталин и Платонов», «Сталин и Бабель», «Сталин и Фадеев», «Сталин и Эрдман» и «Сталин и Симонов».
ИМПЕРИЯ ЗЛА: СУДЬБЫ ПИСАТЕЛЕЙ. – Москва: Новая газета, 2011. – ISBN: 978-5-91147-012-8
Эта книга о лучших писателях советской эпохи. Исаак Бабель, Борис Пильняк, Илья Эренбург, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Юрий Олеша, Михаил Шолохов, Александр Фадеев — как они выживали и погибали (первые двое) «под Сталиным», на какие компромиссы шли и чем это для них заканчивалось (самоубийство Фадеева, деградация Шолохова, молчание Олеши). Книга «Империя зла» известного писателя, литературоведа и критика Бенедикта Сарнова может служить неоценимым пособием для преподавателей литературы и истории.
СЛУЧАЙ ЭРЕНБУРГА*. – Москва: Текст, 2004. – ISBN: 5-7516-0392-3.
Автор, используя архивные материалы, рассказывает о трагедии Эренбурга, художника и человека, оказавшегося «у времени в плену» — в плену у сталинского времени и потому вынужденного сверять с этим временем все свои дела и поступки. Но в то же время жизнь и общественная деятельность Эренбурга — это не только постоянные уступки собственной совести, но и молчаливое сопротивление режиму, а часто, в пределах возможного, и прямая помощь тем, кто подвергался гонениям. Б.Сарнов подробно рассказывает о роли Эренбурга в «деле врачей», приводит множество интереснейших сведений, которые получил «из первых рук», и это делает книгу особенно убедительной.
КРАСНЫЕ БОКАЛЫ. БУЛАТ ОКУДЖАВА И ДРУГИЕ. – Москва: Астрель, 2013. – ISBN: 978-5-17-081773-3
«Красные бокалы» – картина Бориса Биргера, запечатлевшего своих близких друзей, многие из которых были участниками описанных событий. Бенедикт Сарнов создает свой групповой портрет: центральный персонаж – Булат Окуджава, «другие» – Наум Коржавин, Виктор Некрасов, Владимир Войнович, Фазиль Искандер, Андрей Синявский, Юлий Даниэль, Владимир Максимов. Люди, сыгравшие важную роль в жизни автора. С некоторыми из них отношения складывались непросто, что придает сюжету особый драматизм.
ЗАЛОЖНИК ВЕЧНОСТИ: СЛУЧАЙ МАНДЕЛЬШТАМА. – Москва: Аграф, 2005. – ISBN: 5-7784-0277-5
Тема этой книги достаточно традиционна: «поэт и царь», то есть художник и власть. В данном случае — власть тоталитарная, то есть уникальная, не имеющая аналогов в мировой истории.
ПЕРЕСТАНЬТЕ УДИВЛЯТЬСЯ!* – Москва: Аграф, 2006. – ISBN: 5-7784-0334-8
Книга представляет пеструю смесь коротких «невыдуманных историй» — смешных, грустных, порою трагических. В некоторых из них автор рассказывает о событиях, свидетелем, а иногда и участником которых был сам. Другие он слышал от своих друзей, знакомых, старших современников. Собранные воедино, все эти разрозненные, никак сюжетно не связанные факты, случаи, эпизоды словно бы сами собой складываются в картину, запечатлевшую образ минувшей эпохи.
ФЕНОМЕН СОЛЖЕНИЦЫНА. – Москва: Эксмо, 2012. – ISBN: 978-5-699-56790-4
Эта книга Бенедикта Сарнова – едва ли не единственная, автор которой поставил перед собой задачу дать серьезный и по возможности объективный анализ как художественной, так и мировоззренческой эволюции (лучше сказать – трансформации) писателя. Но можно ли сохранить объективность, выясняя свои отношения с человеком, сыгравшим огромную – и совсем не простую – роль в твоей жизни?
«В жизни БЕНЕДИКТ САРНОВ был таким же, как в книгах и статьях: мудрым, ироничным, увлекающимся, сомневающимся… Речь его, как и тексты, была насыщена историко-литературными ассоциациями и цитатами. И сейчас мне хочется повторить поэтическую фразу: «Не говори с тоской: их нет,/ Но с благодарностию: были». Николай Руденский (журналист, историк).
Книги, отмеченные астерском (*) можно найти в нашей библиотеке.
Ответить