Мойше Финкель

19.09.2015 Евреи МолдовыФ-Я  Нет комментариев

финкель_моше

ФИНКЕЛЬ МОЙШЕ
ок. 1850, Кишинёв — 7 июня 1904, Нью-Джерси
Актёр и один из самых влиятельных
антрепренёров раннего театра на идише.

Мойше Финкель родился и вырос в Кишинёве. В 1876 году под впечатлением от гастролировавших в городе первых еврейских трупп из Румынии увлёкся театром и был принят в труппу Аврума Гольдфадена, основателя современного еврейского театра. Спустя год от труппы Гольдфадена отделился Исрул Гроднер, который был её главной звездой. Гроднер пригласил Мойше Финкеля с женой (также актрисой) Анеттой Шварц с собой в свою новую компанию в Яссах. У Гроднера супруги работали до конца театрального сезона 1880 года, а в следующем сезоне 1881—1882 года путешествовали с труппой другой звезды раннего еврейского театра Якова Спиваковского по городкам Бессарабии и южной Малороссии. Следующий театральный сезон 1882—1883 года Финкель провёл вместе с женой в составе труппы Осипа Лернера в Одессе, где познакомился с ведущим актёром этой труппы Зейликом Могулеско. К следующему театральному сезону Финкель основал собственную труппу — «Общество еврейских опереточных и драматических артистов под режиссёрством М. Финкеля». В репертуар труппы вошли пьесы Н. М. Шайкевича «Сироты» (Ди йесоймим), «Маменькин сынок», «Каторжник» (она же «Волк в овечьей шкуре»), «Демон, или удар за ударом» и его же адаптация гоголевского «Ревизора» под названием «Сам себя надул». Из других авторов исполнялись пьеса «Менахем, сын Израиля» (Менахем бен Исруэл) одесского драматурга Ш. И. Каценеленбогена в адаптации О. М. Лернера, популярные оперетты Аврума Гольдфадена «Доктор Альмасадо», «Колдунья» (Ди кишефмахерн), «Бабушка и внучка» (Ди бобэ митн эйникл), «Суламифь» (Шуламис) и «Фанатик, или Два Куни-Лемла» (Дэр фанатик, одэр ди цвэй Куне-Лэмл(эх) и др. В сентябре 1883 года театральные постановки на «еврейском жаргоне» в России были запрещены постановлением товарища (заместителя) министра внутренних дел генерал-лейтенанта Оржевского и большинство артистов подались в соседнюю Румынию. В Бухаресте Финкель в партнёрстве с Зейликом Могулеско создали совместную труппу, которая стала заниматься главным образом опереттой и музыкальной комедией. Труппа играла в «Жигнице», в самом центре еврейского района города; регулярно выезжала на гастроли в Яссы, Ботошаны и Галац. В 1886 году Могулеско посетил Нью-Йорк и в том же году обосновался там вместе с основным составом труппы, включая Финкеля, Кесслера, Файнмана и Бланка. В Нью-Йорке теперь уже Моррис Финкель продолжил вместе с теперь уже Зигмундом Могулеско руководить труппой последнего, которая первоначально базировалась в Union Theatre. На гребне ошеломляющего успеха Могулеско и Финкель в 1889 году разделились: Могулеско основал «Румынский оперный театр» (Roumanian Opera House) с ориентацией на водевиль и оперетту; Финкель, который поначалу был менеджером и режиссёром Румынского оперного театра и театра Thalia, вскоре создал собственную компанию — Национальный Театр (The National Theatre) и занялся подбором актёров. В начале 1890-х годов Финкель развёлся с женой (Анеттой Шварц), которая впоследствии вернулсь в Румынию, и в 1893 году познакомился и завязал роман с шестнадцатилетней сестрой Бориса Томашевского Эммой, которая тогда пела в хоре Национального театра. Через какое-то время они уехали в Филадельфию, где расписались и создали семью. Финкели жили в Филадельфии до конца 1890-х годов, работали в местном еврейском театре. По возвращении в Нью-Йорк Финкель вместе с другой звездой еврейской сцены Яковом Адлером (1855—1926) всё на том же манхэттенском нижнем Истсайде занялся строительством Гранд Театра (Grand Theatre в районе Боуэри на Грэнд Стрит) — первого специально построенного еврейского театра в стране. Гранд Театр открылся в 1903 году, и в том же году началась судебная тяжба между Адлером и Финкелем о судьбе управления труппой. К концу года суд решил этот вопрос в пользу Адлера, который получил всю долю Финкеля и последний остался совершенно не у дел. Более того, совсем ухудшив положение Адлер, несмотря ни на что, пригласил Эмму Финкель в Гранд Театр на следующий сезон 1904—1905 года и она это предложение приняла. В театральных кругах стали распространяться слухи о её любовном романе с другим артистом труппы Дэйвидом Левинсоном и о том, что Финкель якобы нанял частного детектива для слежки за своей неверной женой. По некоторым данным, в середине 1904 года Эмма даже подала на развод с Финкелем. Как бы то ни было, 7 июня 1904 года в летнем театральном пансионате в штате Нью-Джерси Морис Финкель пытался застрелить сидящую на скамейке в парке вместе с Левинсоном Эмму, после чего там же покончил с собой. Эмма, с повреждённым пулей позвоночником, осталась на оставшуюся жизнь прикованной к креслу-коляске и умерла пятидесяти двух лет в 1929 году. Развернувшаяся столь стремительно трагедия потрясла театральный мир города и не сходила с первых полос нью-йоркских газет на протяжении всей недели вплоть до 15 июня того же года, когда была наконец вытеснена пожаром на пароходе Генерал Слоукам, унесшим более тысячи жизней.

0
Теги: ,

Ответить

Вы можете добавить теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>