Осип Рабинович

08.07.2016 Блог  Нет комментариев

рабинович

О С И П

Р А Б И Н О В И Ч

1817— 1869

Прозаик, публицист, редактор, общественный деятель.

 

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК РЕБ ХАИМ-ШУЛИМ ФЕЙГИС

ПУТЕШЕСТВОВАЛ ИЗ КИШИНЕВА В ОДЕССУ, И ЧТО С НИМ СЛУЧИЛОСЬ

Это было уже давно, очень давно, еще когда наши прекрасный половины стригли себе головы, а Бендерскй цадикъ пугалъ чертей своимъ черешневымъ чубукомъ.

Въ то время въ славномъ городе Кишиневе многие улицы еще были такъ узки, что два человека, при встрече, должны были повернуться бокомъ и втянуть въ себя дыхание, чтобъ свободно разойдтись. Что же касается до экипажей, то они и носа своего туда показывать не смели. Есть предание, что разъ, какимъ-то несчастнымъ случаемъ, въ одной изъ такихъ улицъ встретились две молдованския каруцы. Оне такъ застряли, что не могли ни назадъ ни впередъ. Несчастные волы сильно барахтались и до того перепутались ногами, что хозяева ихъ, молдаване, никакъ не могли разобрать каия какому волу принадлежать ноги. Послали за знахаремъ, и тотъ после долгнхъ шептаний решилъ, что воловъ следуетъ зарезать. Когда эго было иснолнено и кожи съ воловъ сняты, то тогда только вопросъ о ногахъ разъяснился. Молдаване, дивясь мудрости знахаря, по кускамъ вынесли говядину и кожу изъ проклятой трущобы, и въ тотъ же день пропили и то и другое въ соседнемъ погребе; каруцы же остались торчать въ томъ месте, где oне остановились, и можетъ быть торчали бы до сихъ поръ, но вскоре после этого события случился пожаръ и вся та улица сгорела до тла. Пocле пожара никакъ нельзя было отыскать каруцъ, что даетъ иоводъ предполагать, что и oни сделались жертвою пламени. Выражаясь языкомъ нашихъ правдолюбивыхъ газетъ, я, однакожъ, прибавлю, что за достоверность этого предания не ручаюсь.

На одной пзъ такихъ улицъ стоялъ домъ, который — какъ вы уже догадаетесь — былъ гораздо меньше дома Папудова. Этотъ домъ состоялъ всего на всего изъ двухъ комнатъ съ сенцами и имелъ очень дерзкую наружность, потому что покривившаяся бугорчатыя сгены и остроконечная камышевая крыша, изъ которой па подобие лапъ торчали балки, придавали ему вида буяна, готоваго вступить въ драку съ соседними домами. Въ этомъ доме жили счастливые супруги: ребъ Хаимъ-Шулимъ Фейгисъ и жена его Мени-Кройна, съ ихъ пузатыми и курчавыми ребятишками. Супруги жили въ совершенномъ мире и снокойствии, если не считать ровно по две ссоры на каждыя сутки, т. е. утромъ и вечеромъ. Утром ссору затевалъ обыкновенно мужъ, а вечеромъ — жена…

… То ли дело Кишинёв! Если не грязь по уши, то песок по колено, если не погребок, то лавочка, если не каруцы с угольем, то куча солёной тарани. А уж кучки людей, куда ни поворотишься. А тут всё одно: трава да трава. Тоска.

Рабинович Осип.  История о том, как реб Хаим-Шулим Фейгис путешествовал из Кишинева в Одессу, и что с ним случилось //Избранное. – Иерусалим: Б.и., 1985. – С. 222 – 314.

0

Ответить

Вы можете добавить теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>