Лазарь Дубиновский
23.09.2015 А-Д, Евреи Молдовы
ДУБИНОВСКИЙ
ЛАЗАРЬ (Лейзер) ИСААКОВИЧ
18 апреля (1 мая) 1910, Фалешты — 29 ноября 1982, Кишинёв
Cкульптор-портретист.
Родился будущий гений в 1910 году в селе Албинец, недалеко от Фалешт, в скромной семье учителя Ицика (Ицхока) Дубиновского. Отец, рано разглядевший неординарные способности сына, уже в 7 лет отправил его в соседние Бельцы, в художественную школу. Через некоторое время слава о бессарабском вундеркинде долетела до Бухареста, и в 15 лет по приглашению тамошних профессоров Дубиновский уезжает учиться в знаменитую Академию изящных искусств. После её окончания блестящего выпускника направляют в Париж, где ему вызвался покровительствовать сам друг и ученик гениального Родена — Антуан Бурдель (кстати, именно у него когда-то обучалась мастерству ваяния создательница легендарного памятника «Рабочий и колхозница» — скульптор Вера Мухина). Отклонив немало выгодных предложений в Европе, Дубиновский в 1930 году возвращается в родные Бельцы и устраивается на работу в гимназию простым преподавателем рисования. Начал выставляться на салонах Бессарабского общества изящных искусств, организованных Шнеером Коганом. Первая персональная выставка прошла в Яссах в 1939 году. После присоединения Бессарабии к СССР в 1940 году работал главным художником Дома Красной Армии в Бельцах. В первые дни войны ушёл добровольцем на фронт. В 1943 под Сталинградом его тяжело ранило и после мыканья по военным госпиталям его демобилизовали. После войны Дубиновский перебирается в Кишинёв — почти полностью разрушенный, город особо нуждался в хороших архитекторах, скульпторах и художниках. До 1951 Лазарь Исаакович возглавляет государственное Управление изобразительных искусств, разрабатывая для молдавской столицы несколько концептуальных проектов, в том числе и знаменитую Аллею классиков. Однако Дубиновского вдруг срочно вызывают в Москву — ему в числе избранных доверяют работу над монументальной статуей самого Сталина для Волго-Донского канала. По возвращении Дубиновского ждет не менее почетный госзаказ — запечатлеть в бронзе «красного Робин Гуда» — Григория Ивановича Котовского. Эта работа настолько увлекла Мастера, что он стал днями и ночами пропадать в своей мастерской. До сих пор ходят байки, как Дубиновский, детально изучая анатомию лошади, случайно свалился с неё и, весь в ушибах и ссадинах, продолжал увлеченно работать. Кстати, с этим памятником, признанным впоследствии одним из самых лучших конных монументов Европы, у Дубиновского случился еще один любопытный конфуз. Легендарного комбрига он посадил не на боевого коня, как ему положено было по чину, а на иноходца. Такие скакуны в русской армии, по причине особой дороговизны, тогда еще практически не водились — подобное удовольствие могли себе позволить разве что арабские шейхи. Но красота благородного животного настолько пленила скульптора, что тот решился поступиться исторической правдой. Памятник Котовскому был торжественно открыт в 1954 году и приурочен к 34-й годовщине Советской армии. Лазарь Дубиновский, тонко и глубоко разбирающийся в молдавской литературе (любимого Эминеску на языке оригинала он мог наизусть декларировать часами), был тем, кто не только инициировал, но и собственно заложил в 1957 году Аллею классиков. Именно Дубиновскому Кишинёв обязан появлением её первых экспонатов — бронзовых Георгия Асаки, Константина Негруцци, Василе Александри, Михая Эминеску. К слову, и здесь знаменитый скульптор — балагур не удержался от творческого хулиганства. Если присмотреться чуть сбоку к «Лучафэрулу», то можно разглядеть автопортрет самого Дубиновского. И таких засекреченных посланий в стиле Леонардо Да Винчи у молдавского скульптора множество. Ещё во времена студенчества в Бухарестской Академии искусств Лазаря Дубиновского, обладателя великолепного лирического тенора, друзья уговорили поступить в консерваторию, что он и сделал. В перерывах между лекциями своё вокальное мастерство молодой Дубиновский успешно оттачивал в местном казачьем хоре. После войны, уже в Кишинёве, страстный поклонник Мельпомены не пропускал ни одного спектакля, безумно скучая по опере. Во многом благодаря его участию, на основе Молдавского музыкально-драматического театра в 1955 году в Молдавии был создан свой Оперный театр. Одним среди первых конкурсный отбор в нём прошёл скульптор Дубиновский. Именно он вместе с Валентиной Савицкой солировал на премьере первой национальной оперы «Грозован». Но в историю отечественного оперного искусства Лазарь Исаакович вошел как лучший исполнитель партии месье Трике в «Евгении Онегине». Это в один голос признавала и публика, и взыскательная театральная критика. В 60-е молдавские телевизионщики даже сняли фильм «Поёт Лазарь Дубиновский». Как именитому скульптору, заваленному госзаказами, удавалось выкраивать время для профессионального пения, остаётся только догадываться… Лазарю Дубиновскому принадлежит серия памятников в Кишинёве, Бельцах и некоторых других городах Молдавии. Так в Кишинёве им были выполнены памятники «Героям-комсомольцам» на проспекте Молодёжи (1959), композитору Штефану Няге (1964), «Освобождения» перед гостиницей «Кишинэу» (1969), Максиму Горькому рядом с Госбанком (ныне Органный зал, 1972), и, наконец, Марксу и Энгельсу перед зданием ЦК Компартии Молдавии (1976, разрушен в 1991). Однако прежде всего Дубиновский известен созданной им на протяжении многих лет серией скульптурных портретов — Алексея Щусева, Хо Ши Мина, Аркадия Райкина, Антона Рубинштейна, Дмитрия Кантемира, Иосифа Балцана, Валентина Меднека, Ильи Богдеско, Андрея Лупана и многих других. Член-корреспондент Академии художеств СССР (1954), почётный член Союза художников Румынии (1961), Народный художник Молдавии (1963), лауреат государственной премии МССР (1971). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1948) и Ленина (1960). Работы Дубиновского хранятся в Национальном художественном музее Молдовы, в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и в некоторых других галереях. На основе дарованных Дубиновским 13 скульптур в Фалештах в 1979 году был основан музей истории и этнографии, где скульптурам Дубиновского выделен второй этаж. Скульптура из дерева героя молдавского фольклора Strîmbă lemne работы Дубиновского (посольство России в Люксембурге, 1945) была использована Цехановичем и Новаком в официальной эмблеме города Бельцы советского периода. Для Музея еврейских общин Румынии в Бухаресте сделал памятник жертвам нацизма. В 1977—1982 годах работал над своей последней скульптурой «Реквием», посвящённой Катастрофе европейского еврейства. Изображённый на ней облачённый в талес, молящийся еврей как бы подводит итог творческому пути самого скульптора. В 2005 году правительством Молдовы было принято решение установить на доме Дубиновского в Кишинёве мемориальную доску в его честь (пока не установлена). На могиле Дубиновского в 1984 году был установлен бронзовый портрет скульптора работы Валерия Ротаря (в конце 1990-х годов демонтирован вместе с надгробной табличкой). Также в 1991 году были уничтожены памятники Марксу и Энгельсу, Максиму Горькому и горельеф «Искусство Молдавии» на фронтоне Национального театра Михая Эминеску в Кишинёве.
Ответить