Концлагерь Майданек. Еще одна страница истории Холокоста.
24.07.2024 Блог
23 июля исполнилось 80 лет со дня освобождения войсками 1-го Белорусского фронта под командованием Маршала СССР Константина Рокоссовского концентрационного лагеря МАЙДАНЕК.
- Майданек стал не только первым лагерем смерти, освобожденным Красной армией. Здесь же возник первый в мире мемориал памяти жертв национал-социализма.
- Майданеком лагерь официально никогда не назывался. В 1941 – начале 1943 г. он был лагерем для военнопленных СС, затем – концентрационным лагерем «Люблин». Название «Майданек» польское, происходит от местности, где он находился. Концлагерь СС «Майданек» существовал с октября 1941 года по июль 1944-го. Он был первым концлагерем СС, освобожденным союзниками (РККА).
- В Майданеке было всего пять комендантов, двоих из которых расстреляли сами же немцы. Постигла их такая участь уже в апреле 1945 года за взяточничество и коррупцию. Одним из них был комендант по фамилии Кох, которого ранее сняли с должности коменданта Бухенвальда, тоже, кстати, за коррупцию. Именно его жена была той самой «фрау абажур» (производство абажуров из человеческой кожи). Вторым был немец по фамилии Флорштедт, которому было все-равно на массовую ликвидацию, его волновала лишь нажива.
- Майданек превратился в концлагерь, где прежде всего занимались экономической эксплуатацией. Для эсэсовской компании DAW он был самым доходным в 1942 году. В 1943 году лагерь был третьим по числу постоянных узников (до 25 тысяч) во всей системе концлагерей и первым – по количеству умирающих от истощения.
- Майданек является единственным концлагерем, где узников, в прямом смысле слова, кормили раз в несколько суток. Мы наслышаны о том, что в концлагерях, по большей части, кормили ложкой похлебки в день. Так вот в Майданеке это делали всего один раз в несколько дней. Сам концлагерь не был предназначен для длительного содержания.
- В политику уничтожения евреев Майданек был вписан с весны 1942 года: сюда отправляли работоспособных евреев и перераспределяли по другим местам. Более того, сотни тысяч евреев, убиваемых в основных центрах уничтожения, грабили. Их вещи свозили в Люблин. Заключенные Майданека участвовали в их сортировке и отправке в Германию. В 1942-1943 годах евреи составляли 60-80% от общего числа заключённых.
- Только с осени 1942 года по осень 1943-го здесь намеренно убивали евреев в газовых камерах Циклоном Б и угарным газом. Майданек стал лагерем смерти. Сюда отправляли тех евреев, кого не успевали убивать в Собиборе, Треблинке и Белжеце. Общее количество убитых евреев оценивается в 60-80 тысяч человек. Самая массовая акция уничтожения состоялась 3 ноября 1943 года: 18,4 тыс. евреев просто расстреляли, а тела сожгли. В историю операция вошла под названием «Праздник урожая» («Эрнтефест»). Несмотря на то, что крематорий стал символом Майданека, трупы обычно сжигали в специальных ямах. Они горели днями. Сохранившийся крематорий был введен в строй осенью 1943 года, когда массовые убийства уже прекратились.
- История Майданека является еще и историей сопротивления. Известны не менее 500 случаев побега, причем наиболее крупный случился 14 июля 1942 года. Группа из более чем 80 советских пленных ночью накинула одеяла на колючую проволоку и бежала. Комендант Кох приказал расстрелять оставшихся пленных и объявил, будто он сумел предотвратить побег. Правда быстро открылась, комендант был уволен. Судьба бежавших неизвестна, вероятно, все они погибли либо во время преследования, либо в боях, если добрались до партизанских отрядов.
- Первые свидетельства выжившего узника концлагеря появились как раз после Майданека. Его автором является Дионис Ленард, словацкий еврей. Ему удалось бежать летом 1942 года, добраться сначала до Словакии, затем до Венгрии. Именно он письменно описал все что видел в концлагере и передал в словацкий еврейский совет местному раввину. Позже, в 1961 году, эти свидетельства будут опубликованы.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ДИОНИСА ЛЕНАРДА:
«С тех пор, как позади нас закрылись ворота лагеря, любые вечные ценности перестали существовать. Всё стало сиюминутным. И человеческая жизнь потеряла значение. Ежедневно погибали по 400-500 человек (…) Я описываю только те события, которым я был свидетелем, или о которых слышал. Однажды утром прибыла партия узников, в которой было много стариков. Тот, кто не видел болотной жижи Люблинского лагеря, не знает, что такое слякоть и грязь. После каждого, даже небольшого дождя плац размякал настолько, что становилось опасно идти по нему. Нужно было обладать ловкостью для того, чтобы пройти в деревянных башмаках по болотистой почве, в которую приходилось погружаться по щиколотку. Один еврей из восточной Словакии споткнулся и упал на землю. В момент падения этот старик слегка прикоснулся к отвороту штанины эсэсовца, который как раз шёл мимо. Тот вынул свой пистолет и на месте застрелил его. Такие случаи происходили много раз. Сначала трупы убитых закапывали, а потом их стали сжигать в крематории позади второго «поля»(…)
Через два дня после прибытия евреев из Люблинского гетто оттуда же к нам поступили тысячи женщин. Сначала их разместили в лагере, потом перегрузили на грузовики. Случайно мне довелось увидеть их вблизи, и я не поверил своим глазам. Ещё можно было как-то понять, что эсэсовцы били мужчин. Мужчины сильнее, мужчины способны сопротивляться, они могут легче сносить боль. Но чтобы так вот накидываться на слабых женщин, бить их прикладом, когда им не удаётся залезть на грузовик… Там была пятилетняя девочка, хорошенькая, как с картинки. Сам Рафаэль не смог бы нарисовать более красивое дитя. У неё были светлые, длинные, вьющиеся волосы. Она отстала и увязла в болоте. Она начала плакать. В своей наивности ребёнок не мог постичь, что кто-то сможет причинить ему страдание без какой-либо на то причины. Но эсэсовец ударил её в лицо. Если бы полицейский не удержал меня, я бы прикончил его. Тогда я понял, что нацисты были не люди и не звери, они были нечистью из потустороннего мира, для которой нет места на нашей планете».
ПРОЦЕССЫ НАД ВОЕННЫМИ ПРЕСТУПНИКАМИ
Один из самых затяжных и дорогостоящих судебных процессов в истории Германии проходил в Дюссельдорфе. На скамье подсудимых — бывшие надзиратели и охранники лагеря смерти Майданек, находившегося близ города Люблин. В течение 474 дней земельный суд Дюссельдорфа заслушал около 350 свидетелей из Германии и из-за границы.
Это был третий процесс над нацистскими преступниками, в массовом порядке уничтожавшими людей в лагере Майданек. Первый проходил в польском Люблине в 1944 году, второй — там же, в 1946-1948 годах. Но третий запомнился особенно и сыграл важную роль в процессе восстановления справедливости и осознания вины, изменения законодательных актов и самого подхода к рассмотрению дел, связанных с преступлениями нацистов.
«Прекрасны» словечки допрашиваемых эсэсовцев: «Это были всего лишь евреи». «Всего лишь»!
Только восемь из 15 обвиняемых были осуждены. Семеро из них были приговорены к тюремному заключению на сроки от трех до 12 лет за соучастие. К пожизненному заключению была приговорена надзирательница Гермина Браунштайнер-Райан. Приговоры суда подверглись резкой критике: многие наблюдатели сочли их шокирующе мягкими.
Концлагерь Майданек долгое время считался «забытым» различными историками, потому как везде мелькают Освенцим, Бухенвальд и Дахау. Но, мало кто знает, что именно Майданек является тем лагерем, куда приехали советские корреспонденты. Именно Майданек был тем концлагерем, где была создана самая первая комиссия по расследованию массовых преступлений в отношении узников. К сожалению, большинство этих материалов так никуда и не ушли, оставшись засекреченными в архивах.
Сегодня Майданек лучше всего сохранившийся образец того, как выглядел нацистский лагерь. Некоторые основные секции лагеря можно увидеть; там располагается музей, увековечивающий память тех, кто погиб от рук нацистов. Сохранившиеся газовые камеры и крематории ныне – это молчаливая дань 360 000 жертвам Майданека. Рядом с газовыми камерами стоит куполообразное сооружение, где находится колоссальная груда пепла, выгребенного из крематориев лагеря.
Источник: интернет
Ответить