Сергей Беринский
10.04.2016 А-Д, Евреи Молдовы
БЕРИНСКИЙ
СЕРГЕЙ САМУИЛОВИЧ
14 апреля 1946, Каушаны Молдавской ССР — 12 марта 1998, Москва
Композитор.
Сергей Беринский родился в посёлке Каушаны (теперь райцентр Каушанского района Молдовы) в 1946 году. Детские и юношеские годы его связаны с Донецком, где он окончил музыкальную школу и училище по классу скрипки. В семье Беринских культивировался интерес к литературе, звучала разноязычная народная музыка — еврейская, молдавская, украинская (этой атмосфере обязан был и старший брат композитора, известный ныне поэт и переводчик Лев Беринский, в свою очередь оказавший воздействие на литературные пристрастия младшего брата). В 1970 году поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, в класс композиции А.Г.Чугаева. Работал в кино, написал музыку для кинофильмов «Вот такие чудеса», «Воробей на льду», «Сокровища Эрмитажа», «Сэнит зон», «Дамский портной» и др. Занимался музыкальной журналистикой, преподавал. Кроме того, общительность натуры и темперамент подтолкнули Беринского в область неформальной педагогическо-просветительской деятельности. В 1987 году он организовал в Москве музыкальный клуб, основной целью которой было создать своего рода «лабораторию композиторского творчества для музыки всех направлений». Одновременно он руководил семинаром молодых композиторов в Доме творчества «Иваново» и вёл постоянную колонку общения с коллегами-композиторами в журнале «Музыкальная академия». Яркость личности и неформальность творческого подхода в один голос отмечали почти все знавшие его коллеги: как сторонники, так и противники. годов. «Многоязычие» Беринского, проявленное как в выборе поэтических текстов, так и в собственно музыкальном стиле, — явно романтической природы. Не случайно ему так близок был Г. Малер — с его широтой истоков, переплавленных в авторскую исповедническую речь. Он и сам являл тип романтика-идеалиста, остро ощущавшего трагическую расколотость бытия и одновременно стремящегося к высотам Гармонии и Любви, к слиянию с природой и космосом. Полагая, что крестный путь музыки XX века — в разрушении и новом обретении Красоты, он сам прошел этот путь, создавая очень разные, подчас полярно противоположные по эмоциональной окраске сочинения. Другим предшественником Беринского был Д.Шостакович, с которым его сближала, наряду с еврейской темой, обостренная социальная отзывчивость. Отсюда — столь частые в его творчестве мемориальные жанры и посвящения, возникшие как под впечатлением от личных утрат, так и с мыслью о жертвах массового геноцида. С годами в его произведениях все настойчивее звучала религиозная нота — будь то сюжеты Ветхого Завета («Псалмы Давида» для четырех виолончелей), либо музыкальные жанры литургической традиции (впервые опробованной в Реквиеме 1979 года). Музыкальный клуб Беринского продолжал действовать и после смерти своего основателя, вплоть до 2010-х. Памяти Сергея Беринского посвящена повесть Анатолия Гаврилова «Берлинская флейта» (2002). Семья: старший брат Беринского — поэт Лев Беринский. Младшая сестра, Сима Самуиловна, виолончелистка, педагог. Жена — музыкальный педагог Элла Владимировна Беринская. Дочери — скрипачка Юлия Беринская и флейтистка Майя Беринская.
Ответить