Литературный гедонизм от Александра Гениса

17.09.2015 Блог  Нет комментариев

Aleksandr_Genis__Uroki_chteniya._Kamasutra_knizhnika

Генис,А. Уроки чтения. Камасутра книжника.– М.: АСТ, 2013. -349 с.

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή —

«наслаждение», «удовольствие») —

этическое учение, согласно которому

удовольствие является высшим благом

и целью жизни.
БСЭ, Т.6

Сегодня читатель вернул книгу Александра ГЕНИСА Уроки чтения. Какое-то время назад я делала обзор по этой книге. Она действительно необычная. Одно её название чего стоит: УРОКИ ЧТЕНИЯ с подзаголовком КАМАСУТРА КНИЖНИКА и надзаголовком ДЕТАЛЬНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ИЗВЛЕЧЕНИЮ НАСЛАЖДЕНИЯ ИЗ КНИГ. Книга о том, что стать хорошим читателем также тяжело как стать хорошим писателем, о том как наслаждаться чтением, «как читать про любовь и как – про Бога? Как справиться с трудными книгами и как – с простыми? Как узнать на странице автора и почему этого не следует делать? Как нащупать нерв книги и как отличить его от сюжета? Как войти в книгу и как с ней покончить? Как овладеть языком и как обходиться без него Как влюбиться в писателя и как изменить ему? Как жить с библиотекой и как, наконец, вырваться из нее?».
Александр ГЕНИС — писатель, литературовед, критик, радиоведущий. Более тридцати лет живёт и работает в США.
Настоятельно рекомендую вам эту книгу, а для пущей убедительности, приведу несколько цитат их неё (суметь бы вовремя остановиться) 🙂

1
Читательское мастерство шлифуется всю жизнь, никогда не достигая предела, ибо у него нет цели, кроме чистого наслаждения. Чтение есть частное, портативное, общедоступное, каждодневное счастье – для всех и даром. Будь я школой, первым предметом в ней бы был читательский гедонизм.

2

Раньше, когда книга была вещью, прологом к знакомству служило осязание. Книгу оценивали на ощупь, взвешивая на ладони, перелистывая страницы, гладя переплет. Мало того, я книгу еще и нюхал. Теперь книги не пахнут.

3Если у Достоевского герои так сложны, что каждый двоится, то у Дюма они так просты, что легко умножаются на четыре.

Как же читать классиков? Толстого — порциями, Достоевского — залпом. Первый выдерживает марафонский ритм, второй — только истерический спринт, загоняющий читателя до смерти, иногда — буквально. С романами одного хорошо жить на даче, перемежая главы речкой, чаем, грибами. Книги другого читают болея — не выходя из дома, не вставая с постели, не гася свет.

4

Гоголь писал по-своему и был гениален только тогда, когда его несло. Поэтому читать его надо, как контракт: медленно, въедливо, по много раз, – и все равно надует.

Гоголь – восторг, которым нельзя не делиться… Надо сказать, что Гоголь для нас лучше водки: он пьянит исподтишка. Мало проглотить фразу, надо дать ей всосаться. Только так, выпивая абзац за абзацем, учишься парадоксальному гоголевскому языку, опровергающему самого автора. Слова тут не помогают, а мешают тексту рассказать свою историю, создавая параллельный или даже альтернативный сюжет.

5

Первая фраза для нас важнее последней. Если вы добрались до конца книги, она уже от вас никуда не денется, но начало может оказаться роковым для отношений с автором.

6

Советский ребенок и ел, и читал только то, что доставали родители. Дефицит книг был обиднее продуктового.

7

Библиотекой надо не владеть, а пользоваться — чего бы ей это ни стоило. Писатель не умрет, пока у него есть читатель.
Пожалуй, никто не способен назначить время самого удачного свидания с книгой.
Правильно выдранная цитата в чужих устах звучит лучше, чем в авторских.
Не всякая трудная книга заслуживает того, чтобы над ней убиваться.

Ну что, убедила?!
Тогда приходите к нам в библиотеку и насладитесь чтением!

2
Теги: , ,

Ответить

Вы можете добавить теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>