Arhiva presei evreiești * По архивам еврейской прессы

Retrospectiva presei evreiești din Moldova. Pagină gestionată de către Ana BAȚMANOVA – directorul bibliotecii evreiești-Centru Cultural ”I. Mangher” și Miroslava METLEAEVA – doctor în filologie, membru Uniunii scriitorilor din Republica Moldova și România, membru PEN Clubului Internațional.
Ретроспектива еврейской прессы РМ. Модераторы страницы: Анна БАЦМАНОВА – директор еврейской библиотеки-Культурного цетра им. И. Мангера и Мирослава МЕТЛЯЕВА – доктор филологии, член Союза писателей Республики Молдова и Румынии, член международного ПЕН Клуба.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

О СОБЫТИИ 10-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ, 

ИЛИ НЕМНОГО О БЕНДЕРСКОЙ СИНАГОГЕ И ЕВРЕЙСКОЙ СТАРИНЕ

 

       Десять лет назад  мне с группой представителей администрации Кишиневской синагоги по заданию тогдашнего Главного раввина Кишинева и Молдовы рэб Залмана Абельского довелось посетить Бендеры по весьма печальному поводу. Тогда сообщение об очередном акте вандализма в отношении евреев в Бендерах обошло многие средства массовой информации. В местном издании «Новая газета» в статье «В Бендерах осквернена синагога» было сказано следующее: «…неизвестные лица проникли в помещение, устроили там погром и осквернили синагогу. Не будем рассказывать, как это было сделано. Противно». Мы, как это ни противно, все-таки рассказали нашим читателям, как это было сделано: проникшие в здание синагоги мерзавцы  исполнили свои нужды прямо на столе, за который бендерские прихожане обычно садились, чтобы отметить традиционные еврейские праздники. Негодяи облапали священные книги, сорвали со стены ящик  для «цдаки», стащили утварь – шофары, серебряные ложечки, зачем-то забрали талесы, и напоследок  решились на поджог. Подожгли они настенный планшет с молитвами. Но В-вышний милостив! Пластиковая доска оплавилась и не дала огню распространиться дальше.

      Бендерская синагога-страдалица, построенная в 1814 году, несет на себе следы  и предыдущих издевательств, совершенных не неизвестными вандалами, а вполне конкретными лицами, чьи имена назывались в бесконечных судебных разбирательствах
касающихся  территории синагоги и незаконной пристройки к ней.

      Вспоминаю, как Михаил Тульчинский, руководивший тогда общественной организацией «Бендерская синагога и община», со слезами на глазах рассказывал о нуждах прихожан. «Здание нуждается в заботливых опекунах, — говорил он, — но где они?»

      Встретились мы тогда с представителями общественности Бендер. Я и теперь не перестаю восхищаться теми, кто встал на защиту еврейских духовных ценностей и синагоги. Их обращение к властям мы напечатали в газете «Истоки жизни»(№7, 2009, с.11), чтобы продемонстрировать, что порядочные люди проявляют свою жизненную позицию в любой обстановке и есть везде. Это обращение подписали:  депутат Бендерского Совета народных депутатов по 7 избирательному округу, руководитель Бендерского казачества  А. Локтионов; ОО «Честь и Родина», депутат горсовета

А. Гольдинский;  Социал-демократическая партия Приднестровья; Ключарь Свято-Преображенского Собора митрофорный протоиерей Леонид;

Политическая партия «Обновление»; ОО «Союз воинов-интернационалистов», ОО «Русская община «Добрыня»,  ОО Общество Белорусской культуры г.Бендеры; ОО Общество «Память»; ООО «Ешан» ЧКВ; Трудовой коллектив завода «Днестр-Авто»;

ОО Бендерское Общество инвалидов;  ОО «Фонд защиты прав человека и эффективной политики» г. Тирасполя; ОО «Ветераны ВОВ, труда и вооуженных сил г.Бендеры; Трудовой коллектив завода БМЗ .Честь им и хвала!

       По просьбе Главного раввина Кишинева и Молдовы Рэб Залмана Абельского мы составили перечень основных задач и нужд Бендерской синагоги для последующей передачи его тем, кто должен был помочь действующим еврейским храмам.

    А потом Михаил Тульчинский организовал для нашей группы своеобразную экскурсию по еврейским  местам Бендер. От всех сохранившихся зданий больниц и синагог, несмотря на их солидный возраст, веяло благородством и неповторимым обаянием ушедшей старины. Все они говорили о когда-то кипевшей здесь жизни, заполненной всем тем, что составляет суть естественного человеческого сообщества.

     Предлагаю всем поучаствовать  в фотоэкскурсе десятилетней давности. Что-то теперь со всеми  этими архитектурными раритетами?

Мирослава Лукьянчикова.

РАВВИН СОВЕТСКИХ ВРЕМЕН

К 110-летию со дня рождения бывшего раввина  Кишиневской синагоги

Льва Моисеевича Смоляка

 Прежде, чем взяться за предисловие к предлагаемой публикации, я, просматривая старую подшивку газеты «Истоки»(№7,2009, с.8),  обратила внимание на отрывок из мидраша «Эстер-Рабба» (10,11), где приводится дискуссия между римским императором Адрианом и законоучителем рабби Иегошуа бен-Хананией. Император выразил восхищение удивительной способностью еврейского народа выживать в любых условиях. Сравнив евреев с овцой, находящейся в обществе волков, он сказал: «Велика овца, сохраняющаяся в обществе семидесяти волков!». Рабби Иегошуа бен-Хананья ответил на это: «Велик Пастух (т.е. В-вышний), спасающий евреев!»

На протяжении всех эпох  вопрос об исторической жизнестойкости еврейского народа  не давал покоя многочисленным исследователям разных стран. Никакие попытки правителей истребить или ассимилировать его не увенчались успехом. Существует только один фактор, неизменный для всех обстоятельств истории еврейского народа – Тора и ее заповеди, которые евреи самоотверженно соблюдали в повседневной жизни.

Выдающийся русский философ Николай  Бердяев, который, отойдя от материализма и марксизма, пришел к глубоко религиозному миропониманию, писал в своей статье «Судьба еврейства», опубликованной в сборнике «Смысл истории» (Берлин,1923): «Еврейству принадлежала совершенно, исключительная роль в зарождении сознания истории, в напряженном чувстве исторической судьбы, именно еврейством  внесено в мировую жизнь человечества начало «исторического»… Нужно сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указует, что с судьбой этого народа связаны особые  предначертания. … Всемирно-историческая роль еврейства, в сущности, не может быть поколеблена научной критикой традиционной еврейской истории, таинственность этой судьбы остается неприкосновенной…».

В конце 20-ых гг. прошлого столетия в Бессарабии насчитывалось 366 синагог: 77 – в Кишиневе, 49 – В Бэлць, 44 – в Орхее, 31 – в Тигине, 22 – в Кагуле и т.д. В зависимости от  их прихожан, это были синагоги сапожников, меховщиков, стекольщиков и т.д.

После войны, унесшей жизни миллионов, вновь появились синагоги в Кишиневе, Бэлць, Фалештах, однако уже к 60-му году осталась одна — единственная – в Кишиневе. Кое-где возникали какие-то синагоги, но так же, как появлялись, так и исчезали.     Отдельной статьи заслуживает описание существования  Кишиневской синагоги в последующие годы, до той поры, пока РМ не стала независимым государством. Этот период фактически почти неизвестен. Только редкие свидетели тех времен рассказывают, по привычке вполголоса, как отмечались знаковые для евреев традиционные события и праздники.  Но синагога жила, жила своими раввинами, несшими свет Торы, вопреки всем запретам, прихожанами, сохраняющими в своей душе связь  с предыдущими поколениями и верой праотцов ради будущего детей, чтобы цепь времен не прерывалась.

Кто были эти раввины?  Об одном из них я, будучи редактором «Истоков», узнала от человека, приходившего в синагогу и исправно принимавшего участие в ее жизни.

Переминаясь с ноги на ногу, он робко протянул мне несколько листков бумаги, свернутых в трубочку. Это были заметки о бывшем раввине Кишинева Льве Моисеевиче Смоляке, которого мой посетитель знал лично. «О нем надо помнить, мой долг – рассказать о нем. В этом году ему исполнилось бы 100 лет!».

Так появилась в 2009 году статья в «Истоках» о Льве Моисеевиче Смоляке, кишиневском раввине советских времен, подписанная Владимиром Моисеем.

Время летит незаметно, и на дворе – год 2019. В честь 110-летия этого замечательного человека, духовного наставника евреев в период особого стремления властей нивелировать  и стереть из памяти народа его язык и историю, в знак благодарности одному из его прихожан за  возвращение имени раввина в ряды лидеров еврейства Молдовы, предлагаю вниманию читателей статью Владимира Моисея.

Мирослава МЕТЛЯЕВА (Лукьянчикова)

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ РАВВИНА Л. М. СМОЛЯКА

ПОСВЯЩАЕТСЯ

Родился Лев Моисеевич 15 Адара 5669 г.(08.03.1909 г.) в российском городе Оренбурге, в семье портного. Семья со скромным достатком, но традиционно еврейская. Учился в хэдэре, получил еврейское образование. Потом закончил среднюю, общеобразовательную школу. Поступил и успешно окончил строительный институт. В 1936 г. Лев Моисеевич становится офицером Советской Армии в одной из воинских частей Забайкальского Военного Округа. В войну(1941-1945 гг.) — служба в Узбекистане. В 1956 г. его переводят в Кишинев, потом — в Винницкую область (Украина). В 1963 г. медкомиссией он признан не годным к дальнейшей службе и уходит в отставку в звании подполковника.

Имея веру во В-вышнего, где бы Лев Моисеевич ни служил, при каких бы обстоятельствах не бывал — Тору он не забывал до последнего часа жизни… В одном письме его сын Александр (я с ним поддерживаю связь) написал: <<без сомнения можно считать уникальным тот факт, что мой папа умел сочетать в себе еврейское начало, при этом оставаясь отличным офицером Советской Армии (молился три раза в день, возлагал тфилин, соблюдал кашрут)>>.

Лучом света в жизни будущего раввина явилась Нахама Ехилевна, которая согласилась стать его другом , женой, а впоследствии идиш-мамой, с ней посчастливилось Льву Моисеевичу прожить всю жизнь. Она старалась быть незаметной, но ее верное плечо поддерживало его во всех начинаниях. В доме всегда царил дух постоянного кропотливого служения В-вышнему. В этом духе были воспитаны все его дети. А их у него трое: двое сыновей и дочь. Кошерная кухня объединяла всю семью, друзей и просто любознательных за большим еврейским столом. Такой семейный уклад позволял Льву Моисеевичу поддерживать духовную жизнь, уделять много внимания изучению Торы, Талмуда в целом. Более тщательно это изучение продолжалось после возвращения в Кишинев. Если до этого периода он был рабом человека против своей воли, с уходом в отставку он становится рабом В-вышнего по собственной воле. А это большой почет, радость для верующего еврея. У каждого еврея есть удел в будущем мире, но место, <<прописку>>, духовный потенциал мы можем заработать только на этой земле, изучая Тору, Талмуд, исполняя мицвот, а их у нас в Торе — 613… Иметь мудрость — это не человеческий дар. Это дар В-вышнего. Он дает эту мудрость только избранным, кто днем и ночью изучают Тору, Талмуд в целом, кто исполняет мицвот. Жизненная позиция, опирающаяся на основные законы Торы, позволяла Льву Моисеевичу активно заниматься как дискуссиями с другими раввинами и мудрецами Торы, так и практической деятельностью в сплочении вокруг прихожан Кишиневской синагоги для исполнения мицвот. И он стал их лидером.

Во второй половине шестидесятых годов в результате крупного землетрясения пострадало и здание синагоги. Власти Кишинева признали его аварийным и закрыли. Что же делает рабби Смоляк? Он добивается через местную администрацию экспертизы состояния здания, которая доказала возможность его восстановления с минимальными затратами. В короткий срок синагога была отремонтирована. Верхний свод здания и сейчас хранит мощную окантовку швеллерами и арматурой, стянутой болтами и гайками внушительных размеров. Конечно, это стоило больших затрат. Естественно, что все не обошлось без помощи В-вышнего.

До войны (1941-1945 гг.) в Молдове было много синагог. В каждой был свой Свиток Торы. В момент эвакуации некоторые евреи вместо вещей брали с собой эту святыню — Тору. По возвращении из эвакуации возвращались и Торы. Рабби Смоляк, узнав об этом, собрал все Торы по всей Молдове. Потом по мере того, как где-то открывалась новая синагога, она получала Свиток Торы.

Зарплаты рабби Смоляк не получал, но половину своей пенсии на нужды синагоги отдавал. Это факт.

В начале 1973 г. заболела рэбэцин Нэхама. После непродолжительной болезни, 5 Ияра 5733 г. (7 марта 1973г.) она ушла в мир иной, да благословенна память о ней! (Омэн).

Рабби Смоляк глубоко переживал смерть своей жены. Невосполнима была утрата. Но он собрался с силами и продолжил работу.

5 Ияра 5749 г.(10 мая 1989 г.) после продолжительной болезни перестало биться сердце раввина Смоляка Льва Моисеевича. Да благословенна будет о нем помять в веках! (Омэн)

Вл. Моисей, газета «Истоки» (№9,2009, с.10)

4