Моисей Гольдблат

22.09.2015 А-ДЕвреи Молдовы  Нет комментариев

гольдблат

ГОЛЬДБЛАТ
МОИСЕЙ ИСААКОВИЧ
16 декабря 1896, Бессарабия — 1974, Израиль
Актёр и режиссёр еврейского театра на идише, русского и цыганского театров. Создатель и первый художественный руководитель
московского цыганского театра «Ромэн».

Хотя большинство источников отмечают, что Моисей Исаакович Гольдблат родился в Бессарабии, местом его рождения по всей вероятности стал северный молдавский городок Герца (теперь райцентр Герцаевского района Черновицкой области Украины). Вырос же он по всей видимости в соседней Бессарабской губернии. Подростком примкнул к бродячей еврейской труппе, в 1918—1921 годах играл в еврейском передвижном театре, гастролировавшем в различных городках Украины. В 1924 году окончил театральную студию при Московском Государственном еврейском театре (ГОСЕТе) под руководством Алексея Грановского; уже с 1923 года входил в основной актёрский состав театра. В 1925 году снялся в одной из главных ролей в кинофильме «Еврейское счастье», снятом А. М. Грановским по мотивам произведений Шолом-Алейхема. До 1937 года работал в Московском ГОСЕТе и преподавал сценическое мастерство в Московском Государственном еврейском театральном училище при театре; был одним из ведущих актёров труппы в период её расцвета, когда театром руководил Соломон Михоэлс. Одновременно, с проводимой тогда в СССР политикой поощрения культур национальных меньшинств, в 1929 году Гольдблат возглавил любительскую труппу начинающих цыганских артистов. Заручившись поддержкой наркома просвещения А. В. Луначарского, 24 января 1931 года на основе этой труппы Гольдблат создал и возглавил театр-студию «Индо-ромэн» (художественным руководителем и главным режиссёром которой был до 1936 года). 16 декабря того же года студия приобрела статус профессионального коллектива. Спектакли в эти годы ставились на цыганском языке. В 1935 году совместно с Евгением Шнейдером был режиссёром картины «Последний табор», поставленной на киностудии им. Горького. В 1937—1939 годах Мойше Гольдблат был художественным руководителем новообразованного Биробиджанского Государственного еврейского театра, где как режиссёр вновь сконцентрировался на серьёзном драматическом материале. Здесь им были осуществлены постановки пьес Мойше Кульбака (1896—1937) «Разбойник Бойтрэ» и «Биньёмен Магидов» (обе в 1937 году). В 1938—1939 годах Гольдблат поставил «Тевье-молочник» и «Люди» по мотивам произведений Шолом-Алейхема, пьесу К. Гуцкова «Уриэль Акоста». В конце того же 1939 года Гольдблат возглавил Киевский государственный еврейский театр, располагавшийся в центре города, на Крещатике. В этом театре Мойше Гольдлат выступал как режиссёр, актёр, а также как автор музыки и текстов песен. С началом Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Джамбул, а Гольдблат был по совместительству назначен художественным руководителем Казахского Государственного театра драмы (1941—1944) в Алма-Ате. В 1942 году снялся в короткометражной ленте режиссёра Бориса Барнета «Бесценная голова». С окончанием военных действий на Украине Киевский ГОСЕТ был переведён в Черновцы и Гольдблат оставался его художественным руководителем вплоть до закрытия театра вместе со всеми еврейскими театрами страны в разгар борьбы с безродными космополитами 15 февраля 1950 года. Успехом театра послевоенного периода стала постановка шолом-алейхемовского «Тевье-молочника» с Мойше Гольдблатом в роли Тевье, а также «Блуждающих звёзд». В последний год своего существования (1949) театр показал 13 премьер. В конце 1940-х годов Гольдблат проходил по делу Еврейского Антифашистского комитета, но арестован не был. С 1951 по 1959 год был художественным руководителем Казахского Государственного академического театра драмы и одновременно режиссёром-постановщиком Государственного русского академического театра драмы им. Лермонтова в Алма-Ате; до 1969 года работал актёром Харьковского русского драматического театра. Гольдблат — автор воспоминаний об актёрах Лесе Курбасе и Соломоне Михоэлсе (1969), а также более поздних, неопубликованных воспоминаний о Михоэлсе и Вениамине Зускине (1974). На идише составил обзор истории советского еврейского театра «Восход и гибель еврейской театральной культуры в Советском Союзе». С 1972 года — в Израиле, поселился в Хайфе.

0

Похожие записи

Ответить

Вы можете добавить теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>